Вестник Морского государственного университета

Вестник Морского государственного университета

© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Выпуск № 94 (2024)


Скачать выпуск в формате Adobe PDF


МЕТОДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ СУДНА

Акмайкин Д.В., Букин О.А., Бочарова В.В, Салюк П.А., Пчелинцев Д.А.

Аннотация: Информация в морской деятельности очень важна. Информацию предоставляют программно-аппаратные комплексы отслеживания данных в реальном времени. На основе концептуального проекта информационной телекоммуникационной системы управления и навигации «Солярис» был создан опытный образец судового программно-аппаратного комплекса «Маринео-01». Были осуществлены испытания опытного образца. Данные о географическом положении судна, его положении в пространстве и метеопараметрах окружающей среды были успешно измерены и сохранены внутри устройства и в дальнейшем проанализированы.

Ключевые слова: навигационные системы, информационные технологии, телекоммуникационная система, программно-аппаратный комплекс, судовая навигация, морское волнение, буксируемый подводный аппарат.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ В СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ

Рысев В.Д., Дрозд М.С.

Аннотация: На данный момент одной из важных задач, стоящих перед человечеством, является снижение эмиссии парниковых газов с целью замедления темпов роста температуры на земле. Все сферы промышленности и транспорта вовлечены в решение этой проблемы, в том числе и морской сектор. Решить проблему на определенном судне можно за счет внедрения энергосберегающих технологий или перевода работы судна с нефтяного на альтернативный вид топлива. Данная статья рассматривает перспективы использования различных видов альтернативного топлива в судовых энергетических установках (СЭУ) с точки зрения энергетической плотности и объемов выбросов CO2, образующихся при сжигании. Проведен анализ современного состояния и тенденций развития альтернативных видов топлив. Также обсуждается перечень мероприятий по переводу СЭУ существующего теплохода для работы на метаноле. Отдельное внимание уделяется вопросам модернизации главного двигателя. Проведен анализ нормативных документов по использованию метанола в качестве топлива. В результате проделанной работы определен наиболее перспективный вид альтернативного топлива и представлена, в общих чертах, методика модернизации систем судна и главного двигателя для работы на метанольном топливе.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, метанол, снижение выбросов, модернизация, глобальное потепление, морской сектор.

РАСЧЁТ МОЩНОСТИ ГЛАВНОЙ ПРОПУЛЬСИВНОЙ УСТАНОВКИ ГЛИССИРУЮЩЕГО КАТЕРА С ГРЕБНЫМИ ВИНТАМИ АРНЕСОНА

Соболенко А.Н.

Аннотация: В статье приводится расчёт ходкости цельносварного алюминиевого катера с двумя винторулевыми приводами типа ARNESON ASD12В-1-S. Описаны особенности гребных винтов типа «Арнесон» и приведена их фотография. Данные винты предназначены для работы в суперкавитирующем режиме и используются на быстроходных глиссерных судах. Изложена методика расчёта мощности пропульсивной установки глиссириующего катера и выполнен расчёт соответствия мощности штатной энергетической установки катеру. Установлено, что при имеющейся суммарной мощности двух главных двигателей 2х327 кВт = 654 кВт будет гарантировано обеспечиваться скорость глиссирования 70 км/ч, при условии чистого корпуса и чистого гребного винта. Расчёт выполнен по методике с использованием диаграмм модельных испытаний применительно к глиссирующим быстроходным катерам.

Ключевые слова: гребной винт Арнесона, глиссирующий катер, мощность энергетической установки

ЛАЗЕРНЫЙ ТОРСИОМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Стаценко В.Н., Петросьянц В.В.

Аннотация: Представлен разработанный авторами статьи торсиометр, основанный на измерении угла закручивания торсионного вала. Для измерения угла используется лазер и система зеркал, установленных на этом валу. Зеркала закреплены на концах вала под разными углами относительно оси вала и его радиуса. Благодаря этому отметка лазера при закручивании торсионного вала перемещается по линейной шкале вдоль продольной оси вращающегося вала. Проведенные эксперименты позволили найти зависимость угла наклона траектории лазерного луча относительно линии шкал и соответственного перемещения лазерного луча на этой шкале.

По представленной методике произведены расчеты величины перемещения лазерного луча на шкале торсиометра для торсионного вала длиной 1 м и диаметром 0,124 м, выполненного из рессорно-пружинной стали 50ХФА в зависимости от мощности двигателя.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЦИФРОВОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ» КИТАЯ

Баранникова А.О.

Аннотация: Цифровизация, которая на данный момент является одним из национальных приоритетов Китая, не могла не затронуть сектор транспортно-логистических услуг в целом и такие мегапроекты, как «Один пояс - один путь» в частности. В результате на первый план выходит такая составляющая, как Цифровой шелковый путь. Тем не менее, несмотря на положительные стороны цифровизации, внедрение ЦШП несет и определенные риски для стран-участниц.

Ключевые слова: Цифровой шелковый путь, «Один пояс - один путь», Китай, цифровой суверенитет, цифровое неравенство

РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ СТРАН АТР: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ

Вороненко А.К., Вороненко А.А., Смирнов С.М.

Аннотация: Эффективная работа транспортно-логистической отрасли в современных условиях невозможна без ее цифровизации на основе технологий Индустрии 4.0. Ведущие экономики АТР - Китай, Япония, Республика Корея, Тайвань, Индия, в силу ориентированности на глобальные рынки и зависимости от устойчивого функционирования глобальных цепей поставок стали признанными лидерами во внедрении информационных технологий Индустрии 4.0 в морской индустрии. Созданная в конце 2023 г. Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа РФ свидетельствует об определенном прогрессе в данном вопросе, хотя реальных практических решений в отечественной отрасли пока не так много. Поэтому изучение и анализ приоритетных направлений НИОКР и практической деятельности ведущих игроков представляет значительный интерес, особенно для транспортно-логистической отрасли Дальнего Востока РФ с учетом стратегии «Поворота на Восток».

Ключевые слова: умный порт, транспортная логистика, цифровизация, зеленые технологии, контейнерный терминал, автономные технологии, искусственный интеллект.

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАНИЦ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛЯ ПОРТОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДЛЯ ГРУЗОПОТОКОВ ЗЕРНА В ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ

Копьёв Д.С.

Аннотация: Выявлены субъекты Российской Федерации, потенциально заинтересованные в экспорте зерновых культур через порты Дальнего Востока. Уточнены границы форланда портов Дальнего Востока для Юго-Восточной Азии при экспорте зерна.

Ключевые слова: зерновой хинтерланд дальневосточных портов, определении границ зернового форланда дальневосточных портов, продажи по прямой договоренности с импортёрами, перевозка зерновых в контейнерах.