Вестник Морского государственного университета

Вестник Морского государственного университета

© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Выпуск № 93 (2023)


Скачать выпуск в формате Adobe PDF


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯПОНСКОГО МОРЯ

Данченков М.А.

Аннотация: Проведен анализ достоверности основных характеристик моря в пределах 32°34 с.ш. – 51°45 с.ш., 125°48 в.д. – 142°15 в.д. Определены новые, более обоснованные значения. Длина и ширина моря: 2130 км×1355 км; длина береговой линии – 9760 км; площадь поверхности – 1075 тыс. км2, объём вод – 1612 тыс.км3; средняя глубина – 1514 м; максимальная глубина – 3777 м.

Ключевые слова: Японское море, длина, ширина, длина береговой линии, площадь, средняя глубина, максимальная глубина.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАЛИВА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Данченков М.А.

Аннотация: Рассмотрена достоверность основных характеристик залива Петра Великого, опубликованных в энциклопедиях и на официальных сайтах. Выделены ошибочные значения и предложены более достоверные. Исследована достоверность опубликованных сведений об основных географических параметрах залива Петра Великого. Выделены ошибочные и определены реальные значения.

Ключевые слова: залив Петра Великого; длина; ширина; глубина; площадь; достоверность характеристик.

ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ГРУНТЕ НЕОБОРУДОВАННОГО БЕРЕГА В РАЙОНАХ АРКТИКИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Марьясов Г.В.

Аннотация: В некоторых портах обычной практикой является выполнение грузовых операций на грунте. Следовательно, возникает необходимость учета рисков, связанных с угрозой повреждения структурной целостности судна. К повреждениям приводят нагрузки, отличные от тех, что испытывает судно на плаву. Показана необходимость четкого взаимодействия фрахтователя, судовладельца и капитана на примере конкретных случаев правовых коллизий, возникающих в процессе эксплуатации судов, производящих грузовые операции в условиях касания корпусом грунта. Одним из правовых документов, разработанных в стандарте Международного кодекса управления безопасностью (МКУБ), является чек-лист. Все рассматриваемые случаи относятся к портам NAABSA1 по классификации Российского морского регистра судоходства (РС), в которых имеется инфраструктура для обеспечения защиты от волнения со стороны открытого моря и поддержания морского дна в безопасном для посадки судна на грунт состоянии. Что касается условий NAABSA2 и NAABSA3, то это условия необорудованного берега, где нет никакой портовой инфраструктуры, поэтому гарантии безопасности касания судном грунта предоставить невозможно. Это накладывает дополнительные требования к квалификации экипажей судов и обязывает к принятию повышенных мер безопасности со стороны судовладельца (управляющей компании), что влияет на стоимость фрахта.

Ключевые слова: МКУБ, чек-лист, NAABSA, необорудованный берег, грузовые операции на грунте, правовые гарантии безопасности.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ РАБОТОЙ ТОЛЬКО СОБСТВЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Марьясов Г.В.

Аннотация: В условиях нарастающей интенсивности освоения необорудованного побережья Арктики и Дальнего Востока часто возникает необходимость преднамеренной посадки судов на мель для проведения грузовых операций. При снятии судна с мели после завершения грузовых операций следует оценить, достаточно ли работы собственных двигателей для вывода судна на чистую воду. В статье рассмотрены способы расчета реакции грунта: распределение и центр тяжести приложения сил реакции грунта, метод распределения остаточной плавучести, метод оценки через изменение средней осадки, метод оценки через изменение дифферента. Если при преднамеренной посадке судна на мель для проведения грузовых операций предварительный расчет показывает невозможность снятия судна с мели работой только собственных двигателей, то при планировании рейса следует учитывать наличие (или отсутствие) дополнительных средств для снятия судна с мели.

Ключевые слова: преднамеренная посадка на мель, снятие с мели, NAABSA, необорудованный берег.

ОБЗОР ЭВОЛЮЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК УСТРОЙСТВ, МОДЕЛИРУЮЩИХ РАБОТУ СЛОЖНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Пастухов С.В.

Аннотация: Цель статьи – показать эволюцию тренажерной техники для обучения инженеров. Простой принцип совершенствования инженерного обучения – применение современных тренажерных технологий. Причём эти технологии не обязательно должны быть дорогостоящими. Рассмотрены примеры решений, которые можно назвать мини-тренажерами, достаточно эффективных в своих областях. Они могут быть интегрированы в сложные тренажерные системы или использоваться самостоятельно. Оценивается временной интервал от начала 1990-х годов ХХ века до наших дней. В статье рассмотрена дальнейшая эволюция тренажерного оборудования и показано, как новые технологии создают новые решения. В заключение предложены идеи по дальнейшему развитию тренажерных технологий и расширению области их применения.

Ключевые слова: физическое моделирование, механические тренажеры, функциональность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДРУЛИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СКОРОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ СУДНА

Рак А.Н.

Аннотация: Знание о возможностях и технических характеристиках морских судов позволяет осуществлять их правильную техническую эксплуатацию и избегать аварийных ситуаций и происшествий. Проанализированы отечественные и зарубежные литературные источники, которые позволяют оценить эффективность подруливающих устройств при различных скоростях движения судна. Предложена упрощенная методика, позволяющая оценить эффективность таких устройств.

Ключевые слова: подруливающее устройство, упор, эффективность, скорость, судно.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТЕНН НА ОСНОВЕ МЕТАМАТЕРИАЛОВ

Орощук И.М., Кудрявцева Е.В., Кадочников М.М., Горелов И.Д.

Аннотация: Применение антенн из метаматериалов – это новое и чрезвычайно перспективное направление развития радиотехники, прежде всего, актуальное для малогабаритных объектов, в качестве которых могут быть упаковки, контейнеры, требующие логистического контроля при перевозках на маршрутах их следования, а также для дистанционного управления и мониторинга малых беспилотных летательных аппаратов, катеров и других автономных подвижных объектов. Технология микрополосковых антенн, которая была столь многообещающей около двух десятилетий назад, ныне достигла своих пределов относительно сокращения габаритов сверхвысокочастотных устройств. Поэтому поиск нетрадиционных подходов к созданию микроволновой техники в последнее время существенно активизировался, о чем свидетельствуют публикации по технологиям электрически малых антенн. Одно из новых направлений в развитии теории электрически малых антенн связано с достижениями в области создания метаматериалов, анализу возможностей которых и посвящена данная статья.

Ключевые слова: метаматериалы, негативные материалы, малогабаритная антенна.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Орощук И.М., Кудрявцева Е.В., Горелов И.Д.

Аннотация: Современные беспилотные авиационные системы представляют собой наукоемкую, высокотехнологичную область и являются одним из наиболее перспективных направлений развития авиации, поэтому данное исследование является весьма актуальным. В статье актуализированы тенденции развития и совершенствования авиационной беспилотной техники, развитие отечественных беспилотных летательных аппаратов, определены сферы их применения, рассмотрены их преимущества по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, классы беспилотных летательных аппаратов, беспилотные авиационные комплексы.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТЕНН ИЗ МЕТАМАТЕРИАЛА НА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ

Орощук И.М., Сучков А.Н., Кудрявцева Е.В., Горелов И.Д.

Аннотация: Бурное развитие в ведущих странах мира информационных технологий неизбежно привело к переосмыслению концепции применения беспилотных летательных аппаратов, путей дальнейшего их развития, совершенствованию полезной нагрузки и приданию им многоцелевого характера. Особо значимым пунктом в эксплуатации беспилотных летательных аппаратов является передача на него команд управления и прием с беспилотного летательного аппарата требуемой информации, которые осуществляются при помощи антенн. При этом используемые на беспилотных летательных аппаратах антенны не должны негативно влиять на массогабаритные характеристики и аэродинамические параметры летательного аппарата. Для этого требуются небольшие антенны, которые не будут влиять на качество полета. Одним из способов решения данной проблемы является установка антенн из метаматериалов, которые имеют меньшие размеры относительно традиционных антенн, а также ряд других положительных характеристик, которые рассмотрены в статье.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, канал управления, метаматериалы, направленные свойства.