Вестник Морского государственного университета

Вестник Морского государственного университета

© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Выпуск № 90 (2023)


Скачать выпуск в формате Adobe PDF


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОРТОВОЙ ЛОГИСТИКИ

А.А. Вороненко, А.К. Вороненко, С.М. Смирнов

Аннотация: В статье проведен анализ современных способов, методов и технологий, применяемых и внедряемых в последние годы на ведущих морских терминалах мира. Особое внимание уделяется тенденциям в области профилирования морских терминалов, наращиванию контейнерооборота в портах, применению экологически чистых видов топлива для портовой техники и возобновляемых источников энергии на портовых терминалах, цифровизации и переходу на использование автономных транспортных средств. Не все технологии, относящиеся к «Индустрии 4.0», сегодня доступны для внедрения в российских портах, однако следует понимать, что постепенное планомерное движение в данном направлении является ключом к успеху в развитии и повышении конкурентоспособности морских портов РФ.

Ключевые слова: порт, технология грузовых работ, контейнеры, транспортная логистика, цифровизация, зеленые технологии, контейнеры, контейнерный терминал, безлюдные технологии, автоматизация.

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА КОНТУРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ

С.Н. Черняева

Аннотация: Разработан алгоритм и построенный на его базе программный продукт, который позволяет выполнять оконтуривание изображений эффективнее, чем используемые ранее алгоритмы. Созданный алгоритм основывается на применении фильтра Рашида Дириха вместо популярного метода сглаживания Гаусса.

Ключевые слова: контурный анализ, обработка изображений, алгоритм выделения контура.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДИСТАНЦИИ ЧРЕЗМЕРНОГО СБЛИЖЕНИЯ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ СУДОВ

Р.С. Царик, В.Е. Григорьев, В.В.Муляр

Аннотация: В статье исследуется понятие «чрезмерное сближение» в контексте столкновений судов и неспособности правил МППСС-72 надлежащим образом решить эту проблему. В статье рассматриваются недостатки качественных характеристик ситуации чрезмерного сближения и необходимость их количественной оценки. Представлен экспертный метод, предложенный капитаном А. Н. Кокрофтом и капитаном Дж. Н. Ламейером, который включает количественные зоны близости для оценки ситуаций чрезмерного сближения. В статье предложен способ количественной оценки дистанции чрезмерного сближения и его реализации на практике с целью обеспечения безопасного расхождения судов.

Ключевые слова: чрезмерное сближение, столкновение судов, МППСС-72, количественная оценка, безопасное расстояние, зоны близости, экспертный метод.

ОБЗОР ЭВОЛЮЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК УСТРОЙСТВ, МОДЕЛИРУЮЩИХ РАБОТУ СЛОЖНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

С.В. Пастухов

Аннотация: Новые подходы к обучению – начало физического моделирования сложных технических объектов – начало создания тренажерной техники. Назначение первых моделей сложных технических объектов – обучение конструкции и принципу работы. Показаны особенности демонстрационных и действующих моделей и различие между ними. Пример действующей модели – морская паровая машина тройного расширения. Описан один из первых морских тренажёров – модель танкера Esso France в масштабе 1:25, оборудованный ключевыми элементами, как на любом мостике, включая штурвал, указатель угла поворота руля, компас, анемометр, телеграф управления двигателем, устройства фиксации скорости и пройденного расстояния. Места для капитанов и рулевого также имеются. Проект реализован в учебном центре, известном штурманам всего мира как одно из лучших мест для обучения под названием Порт-Ревель. Оценивая временной интервал от начала XX века примерно до середины 1980-х годов, можно уверенно сказать, что все морские тренажеры были механическими, разной степени сложности. Как правило, они либо имитировали настоящее судовое оборудование, либо представляли собой настоящие механизмы с судов, соответствующим образом доработанные для учебных целей. Обучение на настоящем оборудовании, бесспорно, было эффективно, но судовое оборудование производилось многими компаниями в мире. Иметь всё это разнообразие в каждом морском училище было невозможно. Приходилось выбирать доступные решения, охватывающие ключевые вопросы морского образования. Цель статьи – показать эволюцию тренажерной техники для обучения инженеров.

Ключевые слова: физическое моделирование, механические тренажеры, функциональность.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ТРЕХФАЗНЫХ СЕТЕЙ НА МОРСКИХ СУДАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОСТРОЙКИ

А.Н. Рак

Аннотация: В работе рассмотрены особенности устройства трехфазных сетей на морских судах, построенных в соответствии с требованиями зарубежных классификационных обществ – Американского бюро судоходства (ABS) и японского Nippon Kaiji kyokai (ClassNK). Проанализированы вопросы, связанные с частотой питающей сети. Приведены основные расчетные соотношения, которые позволяют получить заданные величины рабочих напряжений с учетом их конструктивных особенностей. Рассмотрен вопрос, связанный с особенностями монтажных работ и обслуживания электроустановок.

Ключевые слова: трехфазная цепь, частота, трансформатор, схема соединения, рабочее напряжение.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СУДОВЫХ ГРЕБНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

А.Н. Рак

Аннотация: В работе рассмотрены вопросы, связанные с исследованием факторов, влияющих на разработку рациональных схем гребных электрических установок с учетом современного уровня развития электротехнологий в морской отрасли, ценовой политики и их соответствия экологическим требованиям. Здесь были использованы расчетные соотношения, приведенные в открытых источниках и соответствующие требованиям IMO. Проанализирован не только опыт ведущих отечественных и зарубежных предприятий-производителей основного судового электромеханического оборудования, их новейшие и перспективные разработки, но также приведены собственные исследования и наблюдения. Показано, что, несмотря на целый ряд преимуществ электрических систем перед механическими, в ближайшей перспективе основными источниками электрической энергии для приведения в действия генераторов будут дизельные генераторы с углеводородными видами топлива. В среднесрочной перспективе в связи с ужесточением экологических требований в ближайшее время произойдет переход на газообразные виды топлива, что позволит с незначительными конструктивными изменениями повысить мощность существующих дизельных генераторов. Установлено, что применение чисто аккумуляторных систем имеет ограниченный характер в виду значительных массогабаритных показателей, ценовых показателей и маршрутов. В отдаленной перспективе водородные топливные элементы при постоянном совершенствовании технологического уровня его производства, хранения и развития соответствующей инфраструктуры смогут рассматриваться в качестве реальной альтернативы углеводородным видам топлива на морском транспорте.

Ключевые слова: дизельные генераторы, гребная электрическая установка, твердотельный генератор, аккумуляторная система, комбинированная система, топливо.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РИЧСТАКЕРА И КРАНА RTG ПРИ РАБОТЕ СО ШТАБЕЛЕМ КОНТЕЙНЕРОВ

А.А. Салюк , В.А. Лазарев

Аннотация: В статье рассматриваются особенности работы ричстакеров и крана RTG с контейнерами, организованными для хранения в штабели. Выполнен сравнительный анализ эффективности применения указанных средств механизации, установлены критерии выбора оптимальной механизации и предложены варианты решения для различных условий складирования. Уделено внимание ограничениям предложенного подхода.

Ключевые слова: контейнер, складирование, штабелирование, ричстакер, кран RTG.

О ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕВАЛКИ ЭКСПОРТНОГО УГЛЯ В МОРСКИХ ПОРТАХ ПРИМОРЬЯ

Л.В. Терентьева

Аннотация: Перевалка экспортного угля в морских портах Приморского края создает экологические проблемы, если угольные терминалы расположены на универсальных причалах в границах городов. Для обеспечения возрастающего спроса на уголь на азиатских рынках разрабатываются проекты строительства новых и увеличения пропускной способности действующих терминалов. Резервы пропускной способности проектируемых угольных терминалов создают возможности для устранения экологических проблем. Необходимо переориентировать грузопотоки угольных причалов, находящихся в границах городов Приморья, на высокопроизводительные специализированные существующие или вновь строящиеся угольные терминалы. Освободившиеся причалы и терминалы после модернизации можно использовать для перегрузки безвредных для городов грузов.

Ключевые слова: морской порт, угольный терминал, пропускная способность, экология, диверсификация.