Вестник Морского государственного университета

Вестник Морского государственного университета

© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Выпуск № (096) 2024


Скачать выпуск в формате Adobe PDF


БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Луговец А.А., Николаева П.А.

Аннотация: Изучены главные международные и национальные правовые акты, обеспечивающие безопасность транспортировки грузов в арктическом регионе. Проанализированы и классифицированы основные виды опасности, способные приводить к повышению уровня риска. Предложены меры по минимизации факторов риска.

Ключевые слова: транспортировка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, безопасность, факторы риска, арктический регион

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ УМЕНЬШЕНИЯ ОСАДКИ РЕЧНЫХ СУДОВ ПРИ СОХРАНЕНИИ ИХ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ПО МЕЛКОВОДНЫМ РЕКАМ

Пошутило Е.В., Огай А.С., Огай С.А.

Аннотация: Проблема обмеления судоходных рек существенно сказывается на снижении грузооборота речных перевозок и безопасности плавания. Проанализированы данные из открытых источников по основным речным бассейнам Российской Федерации (Волго-Каспийский канал, Ленский бассейн, Обь-Иртышский бассейн, Азово-Донской бассейн) сопоставлением грузооборота и глубин за обозримый навигационный период. Показана корреляционная зависимость грузооборота и гарантированных габаритов глубин судовых ходов: снижение глубин приводит к снижению грузооборота. Обмеление судоходных путей приводит к исключению на их отдельных участках двустороннего движения, что также негативно сказывается на объемах грузоперевозок. Другим фактором, сопровождающим негативное влияние снижения габаритов глубин, является снижение безопасности плавания транспортных судов – повышение рисков аварийных происшествий. Рассмотрены возможные варианты повышения грузоподъемности судов, осуществляющих речные перевозки, за счет улучшения их характеристик способами, при которых уменьшается осадка без потери массового водоизмещения. Критерием эффективности рассмотренных решений является достижение наибольшего дедвейта при минимальных затратах дополнительной мощности на поддержание (уменьшение осадки) и на движение. Рассмотрены варианты решений на основе статического принципа поддержания –увеличения отношения ширины к осадке за счет использования понтонов и на основе динамических принципов поддержания, уменьшающих осадку водоизмещающего корпуса. Приводится сопоставительный анализ способов на основе приближенных оценок характеристик судов.

Ключевые слова: гарантированные глубины судовых ходов, грузооборот речных перевозок, водоизмещающие речные суда, транспортная безопасность, динамический принцип поддержания, эффект Магнуса.

ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЁЖНОСТИ СУДОВЫХ ТУРБОМАШИН С ГИБРИДНЫМИ ГАЗОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ ЗА СЧЁТ УТОЧНЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЧАСТОТ ВРАЩЕНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДШИПНИКОВ

Нитяговский А. В., Грибиниченко М.В., Лапин Ю.А.

Аннотация: В статье приведены результаты экспериментальных и теоретических исследований, проведённых с целью изучения влияния параметров гибридных газовых подшипников на критические частоты системы ротор – подшипники. Приведено краткое описание математической модели, описывающей динамику ротора на гибридных газовых подшипниках. Приведено краткое описание результатов физического эксперимента, направленного на подтверждение адекватности результатов, получаемых при помощи предложенной математической модели.

Ключевые слова: динамика роторов, гибридный газовый подшипник, критическая частота вращения, физический эксперимент

ЗАМЕНА ПОЛУПОГРУЖНЫХ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ АРНЕСОНА НА ОБЫЧНЫЕ ПОГРУЖНЫЕ ВИНТЫ БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Соболенко А. Н.

Аннотация: В статье приводится расчёт ходкости глиссирующего катера, оснащённого гребными винтами типа «Арнесон». Данные винты предназначены для работы в суперкавитирующем режиме и используются на быстроходных глиссерных судах. Расчёт выполнен по методике с использованием диаграмм модельных испытаний применительно к глиссирующим быстроходным катерам. По результатам расчёта построена график мощности и скорости в безглиссерном режиме. Определенно буксировочное сопротивление с учетом всех видов сопротивлений. Выполнен расчёт гребного винта в прямом и косом потоке с учётом кавитации. Рассчитана зависимость необходимой мощность от обеспечиваемой скорости катера каждого из двух главных двигателей с установленным нештатным гребным винтом при частоте вращения n = 2170 мин-1 главных дизелей.

Ключевые слова: гребной винт Арнесона, глиссирующий катер, мощность энергетической установки, ограничительная характеристика, косой поток, кавитация

ТЕХНОЛОГИЯ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ ТРЕНИЕМ С ПЕРЕМЕШИВАНИЕМ

Стаценко В.Н., Лонькин Н.В., Худотепов В.В.

Аннотация: Представлена разработанная авторами статьи технология точечной сварки трением с перемешиванием алюминиевого сплава АМг3, широко применяемого в авиа- и судостроении при изготовлении сварных конструкций средней прочности. Испытания на свариваемость проведены на пластинах толщиной 1,5 и 2,5 мм при скоростях вращения инструмента 580 и 1000 об/мин, диаметрах заплечика инструмента 14 и 22 мм, глубине погружения 2 мм. При этом выявлены особенности технологического процесса такого вида сварки. Все соединения имеют достаточно высокую прочность, разъединение пластин с разрывом места сварки не удалось, при этом произошла их значительная деформация. Анализ макрошлифов этих соединений показал, что в зонах сварных соединений под рабочим инструментом произошла свариваемость материалов, это определяется по отсутствию линии раздела между пластинами. На некотором удалении от этой зоны линия раздела четко проявляется.

Ключевые слова: точечная сварка, трение, диаметр инструмента, скорость вращения, толщина пластин, глубина погружения, макрошлиф, свариваемость.

ТЕХНОЛОГИЯ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ТРЕНИЕМ РАЗНОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ

Стаценко В.Н., Вилисов М.А.

Аннотация: Представлена разработанная авторами технология стыковой сварки трением стержней из стали Ст3сп и бронзы БрКМц3-1 диаметром 15 мм, эти соединения широко применяются в изделиях электротехнической промышленности с относительно небольшой нагрузкой. Испытания проведены на токарно-винторезном станке 16К20 при скорости вращения шпинделя 1200 об/мин и времени разогрева 3,5 мин и осадки – 2-3 с. Величина осадки бронзового образца при нагреве 6-8 мм, при проковке 1-2 мм. Выявлено образование бронзового грата, форма цилиндрическая, ровная. При этом выявлены особенности технологического процесса такого вида сварки. Все соединения имеют достаточно высокую прочность. Анализ макрошлифов этих соединений показал, что на границе сварного соединения выявлена переходная зона стали к бронзе. Граница перехода нечеткая, волнообразная, с наплывами. Граница сварного соединения волнообразная, четкая, переходной зоны из бронзы в сталь не обнаружено.

Ключевые слова: сварка трением, сталь, бронза, скорость вращения, время разогрева, осадка, грат, макрошлиф, граница соединения.